Фотография — бизнес, искусство или что-то еще?

06.04.2019

Фотография — бизнес, искусство или что-то еще?

К чему же отнести работу фотографа? Делая кадры, он творит искусство? Или может это просто бизнес, как продажа чупа-чупсов?

В дискуссиях фотографов часто встает такой вопрос, не раз над ним задумывался и я. Каждый стремится отстоять свою точку зрения, но давайте попробуем взглянуть на ситуацию объективно.

Фотография как бизнес

Для начала давайте возьмем сухое определение бизнеса из википедии.

Бизнес — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Подходит? Несомненно. Вот только есть некоторые загвоздки. Под бизнесом современный человек привык понимать некую компанию или хотя бы группу людей, которые чем-то заняты и выдают стабильный продукт, который востребован потребителем. Бизнес должен приносить постоянный доход, в противном случае он просто развалится. Можно ли воспринимать фотографию как бизнес? Моя позиция такова — если фотографией занимается фотоагентство, в котором работает несколько фотографов, то это определенно бизнес. Если же фотограф один работает сам на себя, то бизнесом такое занятие можно назвать с большой натяжкой.

К примеру, что будет с заказами, если фотограф заболеет? Как минимум, их придется передать другому исполнителю, а значит такой «бизнес» не принесет прибыли. А если кроме конкретного фотографа их не сможет выполнить никто другой, то тогда такой бизнес вообще будет убыточен.

А вот еще один нюанс, который отличает фотографию от классического бизнеса. В настоящее время существует множество людей, которые идут на работу не с удовольствием, а только потому, что нужно зарабатывать деньги. Иногда такое случается и с владельцами бизнеса. Сначала идея горит в душе, занимаешься своим делом с удовольствием, а потом все стремление угасает. Если успел достичь определенных высот, то есть вероятность, что получится поддерживать бизнес по инерции, не получая удовольствия от работы, просто ради прибыли. С фотографией такого не получится. Если перегорел, то это явно отразится на качестве фотографий, а значит и заказчиков в скором времени не останется.

Кстати, вот еще один момент, вытекающий из предыдущего. Такой «бизнес» не получится продать или передать по наследству, если вы устали или вам надоело (как говорил выше, здесь я не имею в виду фотоагенства). Либо бросить, оставив за плечами пылиться весь накопленный опыт, либо продолжать работать, ведь вы являетесь и исполнителем и владельцем вашего «бизнеса».

Фотография как искусство

Начнем с того же, с определения. Если верить википедии, то искусство можно истолковать так:
— образное осмысление действительности;
— процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе;
— творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Если вы посмотрите большинство современных фотографий, то вряд ли найдете там что-то, хоть как-то относящееся к этим определениям. На мой взгляд это не плохо и не хорошо, все дело в целях, с которыми снимают фотографы сегодня. Если мы рассматриваем коммерческие фотосессии, то их можно очень просто разделить на несколько категорий, например:
— свадебные фотосессии
— семейные/персональные фотосессии
— рекламная съемка
— репортажная съемка
и так далее. Попробуйте выразить свой внутренний мир через фото на свадьбе, при съемке рекламы или проводя фотосессию, с целью получить побольше фоток для аватарок или в инстаграм клиенту. Получится? Я думаю, что нет. Цель этих съемок иная и она явно не состоит в создании произведения искусства.

Однако не стоит путать, есть фотографы, которые снимают интереснейшие творческие проекты. В работах они отражают свое отношение к определенному вопросу или явлению, заставляют зрителя задуматься о проблеме. Фотографии в таких проектах всегда интересно смотреть, их хочется обсуждать. В этом случае фотографию действиельно можно назвать искусством.

А что посередине?

К чему же тогда отнести труд фотографов, которые работают сами на себя, проводят коммерческие съемки и не претендуют, чтобы их работы называли искусством?
Если чуть-чуть переиначить значение определения «ремесло», то оно подойдет как нельзя лучше. Изначально ремесло — мелкое, преимущественно ручное производство товаров, требующее значительного мастерства.

Действительно, чтобы снимать хорошо и иметь своих клиентов, необходимо обладать значительным мастерством, иметь большой опыт и выдавать продукт хорошего качества (в данном случае фотографии). Производится действительно все вручную, съемка, обработка, продумывание образа. Автоматизации здесь быть не может. Да и крупным такое производство назвать нельзя, ведь фотограф один. Поэтому да, на мой взгляд в большинстве случаев фотография — это не бизнес или искусство. Это ремесло, которое фотограф должен любить всем сердцем, постоянно развиваться и совершенствоваться, чтобы оставаться востребованным всегда.

, , ,